Программа деятельности палаточного лагеря «Экологический туризм»

189273498721341269Программа деятельности палаточного лагеря «Экологический туризм».

Программу разработал: В.А. Ермилов, заведующий отделом

432064, г. Ульяновск, улица Карбышева, дом № 38.
тел.: 56-16-69, 21-05-56; mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Директор: Бакаева Людмила Викторовна

Пояснительная записка

Выездной полевой палаточный лагерь является той формой работы учащихся и педагогов, которая максимально способствует эффективной организации содержательного, разнообразного отдыха и оздоровления детей, а также обеспечению их занятости полезной социально значимой деятельностью в период летних каникул.
Исследовательский полевой лагерь – одна из наиболее привлекательных для подростков форм деятельности, так как всегда означает для них яркость и новизну впечатлений, ощущение собственной «взрослости» и самостоятельности, что открывает педагогам широкие возможности для развития мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Экологический туризм становится всё более популярным видом проведения свободного времени. Организация туристического отдыха подростков требует от педагогов не только большой подготовительной работы, но и использования максимально разнообразных форм, видов и направлений деятельности. В условиях полевого палаточного лагеря учащиеся одновременно получают новые знания о природе и истории родного края, приобретают новые умения и навыки, укрепляют здоровье, учатся общаться в коллективе. Именно поэтому разработка комплексной программы «Экологический туризм» актуальна.
В 2015-2016 учебном году работа полевого палаточного лагеря ДЭБЦ была организована в соответствии с целевой программой «Исследователи природы», которая была ориентирована на познавательную и исследовательскую деятельность воспитанников. Было наработано методическое обеспечение программы: собраны методики проведения ученической исследовательской работы в полевых условиях, составлены инструкции по охране труда и технике безопасности, составлены сценарии разнообразных тематических мероприятий. Педагогический коллектив приобрел значительный профессиональный опыт, сложились традиции лагеря. Анализ реализации программы «Исследователи природы» показал необходимость расширения спектра направлений деятельности.
Новизна программы «Экологический туризм» заключается в комплексном подходе к отбору содержания программы и вариативности планирования в зависимости от уровня готовности участников.
Цель программы: создание условий для отдыха и оздоровления подростков в условиях полевого палаточного лагеря, формирования культуры здорового образа жизни, обеспечение занятости полезной социально значимой и исследовательской деятельностью.

Задачи
1. Образовательные:
- повысить уровень теоретической и практической подготовки воспитанников по экологии и биологии, закрепить знания, умения и навыки, сформированные на занятиях в течение учебного года, в полевых условиях;
- создать условия для формирования и совершенствования туристических умений и навыков;
- познакомить учащихся с элементами туристической техники, топографии, ориентирования;
- формировать умения и навыки ведения исследовательской работы (планирование, подготовка и проведение опытов и наблюдений);
- изучать природу и историю родного края: окрестностей с. Скугареевка Теренгульского района Ульяновской области;
- закрепить знания по оказанию первой медицинской помощи;
- закрепить знания о правилах безопасного поведения в природе.

2. Развивающие:
- развивать познавательную и учебную активность воспитанников через вовлечение их в самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность;
- развивать творческие способности воспитанников через участие в конкурсах, тематических мероприятиях, в работе по соуправлению в лагере;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия и общения со сверстниками и педагогами;
- развивать память, пространственные представления, логическое мышление детей;
- способствовать развитию интеллектуальной одаренности учащихся;
- способствовать физическому развитию воспитанников.

3. Воспитательные:
- формировать бережное и внимательное отношение ко всему живому;
- воспитывать чувство любви к Родине, патриотические чувства через знакомство с историей, обычаями и традициями родного края;
- воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу;
- создавать условия, способствующие формированию самостоятельности, ответственности за свои действия;
- формировать активную жизненную позиции в вопросах охраны природы.
Комплексная целевая программа «Экологический туризм» разработана для полевого палаточного лагеря «Исследователи природы», предназначена для подростков в возрасте 12-17 лет, посещающих Детский эколого-биологический центр, победителей городских и областных конкурсов и олимпиад по экологии, биологии, членов научного общества учащихся. Численность участников в 2015-2016 учебном году составила 30 человек (две смены по 15 детей в каждой). Продолжительность работы каждой смены составляет 7 дней.
Программа «Экологический туризм» включает следующие блоки:
«Юные исследователи» (исследовательско-познавательная деятельность);
«Мой край родной» (туристско-краеведческая деятельность);
«Здоровье – это здорово» (спортивно-оздоровительная деятельность);
«Я человек и гражданин» (общественно-полезная деятельность);
«Школа безопасности» (работа по формированию навыков безопасности жизнедеятельности);
«В кругу друзей» (развлекательная культурно-массовая деятельность).

Концептуальные положения

Реализация программы осуществляется с опорой на педагогические принципы.
1. Сочетание научности и доступности в изложении теоретического материала – раскрытие определения всех используемых терминов и законов, их практическое значение.
2. Наглядность, включенность всех каналов восприятия информации – активное использование наглядности, наблюдения за живыми объектами, использование практических заданий.
3. Систематичность и последовательность в изложении учебного материала, что обеспечивает преемственность в образовании.
4. Активность сознания учащихся, способствующая не только накоплению фактических знаний, но и формированию взглядов, отношения, мировоззрения, жизненной позиции.
5. Единство обучающей, воспитательной и развивающей функций образовательного процесса.
Согласно возрастной периодизации личностного развития старший подростковый и юношеский возраст (возраст участников лагеря) характеризуется следующими особенностями:
• рефлексия – осознание своей индивидуальности, из чего следует необходимость самовыражения и самоутверждения в группе, что является ведущими мотивами деятельности;
• активное формирование мировоззрения – системы убеждений личности, способность выражать и отстаивать свои взгляды;
• формирование самосознания включает осознание себя как активного деятеля, осознание своих личных качеств, формирование устойчивой системы нравственных самооценок.
В содержании общения старшеклассников ведущими темами являются взаимоотношения людей (дружба, любовь) и самоопределение. Становится более сложной структура общения в группе сверстников, выше эмоциональная избирательность общения. Во взаимодействии с педагогами ярко выражено ожидание понимания с их стороны, личностное оценивание учащимися своих педагогов.
Программа «Экологический туризм» в организации совместной деятельности педагогов и воспитанников предполагает обеспечение возможностей для самоопределения подростков (вариантов для самостоятельного выбора), планируется использовать молодежные формы деятельности и учитывать сложившиеся интересы ребят, что будет способствовать их личностному развитию.

Содержание и формы реализации программы

Целевая программа «Экологический туризм» является комплексной, в содержательную часть программы включены шесть блоков, отражающих направления деятельности.

«Юные исследователи»
(исследовательско-познавательная деятельность)

Увеличение учебной нагрузки является объективной реальностью современного образовательного процесса. Уменьшить влияние перегрузки можно, если ребенок учится с интересом и понимает, зачем ему эти знания нужны и чем они лично для него значимы.
Очевидно, что актуальным становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора информации, умения делать выводы в сотрудничестве с педагогами и сверстниками. К таким методам можно отнести организацию научно-исследовательской деятельности учащихся.
В условиях полевого палаточного лагеря успешно используется как групповая форма организации познавательной деятельности (игры, экскурсии, наблюдения), так и работа по индивидуальным программам (самостоятельная исследовательская деятельность), что особенно важно для развития одаренных детей.
В первой половине дня предполагается совершать экскурсии, групповые и индивидуальные практические занятия. Учет растений и животных целесообразнее проводить во время маршрутных исследований, во второй половине дня - обработку собранных материалов.

«Мой край родной»
(туристско-краеведческая деятельность)

Пожить в палатке, поспать в спальном мешке, самостоятельно приготовить пищу на костре – вот первые навыки юного туриста. Для того чтобы эта работа была посильной и безопасной, программой предусмотрено обучение воспитанников основам туристического быта. Дети учатся самостоятельно ставить палатку, разводить огонь, готовить пищу на костре.
Особое внимание уделяется обучению детей определять азимут, измерять расстояние до объекта разными способами. При движении по пересеченной местности дети учатся пользоваться картой и компасом, самостоятельно составлять маршрут движения. Особое внимание уделяется вопросам ориентирования на местности.
В каждой смене запланированы обследования прилежащих к лагерю территорий, посещения географических и исторических объектов. Изучается и описывается ландшафт местности, изучаются названия географических объектов, посещаются крупные населенные пункты, учащиеся знакомятся с их историей, посещают памятные места, достопримечательности, музеи.
Запланированы тематические познавательные мероприятия, посвященные юбилейным датам, государственным праздникам, в ходе которых закрепляются знания ребят об истории России, родного города и области.

«Здоровье – это здорово»
(спортивно-оздоровительная деятельность)

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, в силу возрастных особенностей самовосприятия, не думают об этом. Информирование и «обучение» не играют решающей роли в формировании привычек здорового образа жизни. Только личный опыт позволяет человеку сделать осознанный выбор способа поведения в той или иной ситуации. Находясь в условиях полевого лагеря, дети имеют максимальные возможности для ведения здорового образа жизни, включающего различные аспекты: режим питания, закаливания, двигательные нагрузки, эмоциональное отношение и личный пример взрослых.
С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников в каждой смене запланированы соревнования по волейболу, русской лапте, спортивно-оздоровительные мероприятия «Школа экотуриста», «Современные робинзоны», эстафета «Пять колец».

«Я человек и гражданин»
(общественно-полезная деятельность)

Походная жизнь связана с новыми встречами с людьми, не равнодушными к жизни и заботам своего родного села, города, области. Это ученые, лесники, сотрудники музеев, учителя и просто местные жители. Знакомство с историей населенных пунктов области, посещение музеев и памятных мест, живое общение с новыми людьми позволяет педагогам и воспитанникам приобщиться к духовному и культурному наследию родного края. С целью воспитания в детях добра, милосердия в каждой смене запланировано посещение местных храмов, встречи с прихожанами. Также запланированы посещения памятников героям Великой Отечественной войны, помощь в благоустройстве памятных мест.
Будничный труд перестает быть скучным, если он начинается с замысла, мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Нравственная значимость цели возвышает труд: если ребята видят в нем смысл, то воспринимают такую работу как проверку и утверждение своих сил.
Участникам экспедиции традиционно предоставляется возможность проводить акции по очистке от мусора и благоустройству родников, прилегающих к лагерю территорий, реставрировать и пополнять солонцы в лесных хозяйствах. Непосредственное участие в природоохранной деятельности способствует воспитанию бережного отношения к природе, осознанию ценности труда, формированию ответственности за свои действия.

«Школа безопасности»
(работа по формированию навыков безопасности жизнедеятельности)

С участниками лагеря систематически проводятся инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности, повторяются правила безопасного поведения на воде, в лесу, правила работы с живыми объектами и лабораторным оборудованием.
Традиционно проводятся тематические мероприятия по закреплению знаний и умений оказания доврачебной помощи в полевых условиях.
Составлены сценарии мероприятий и программы бесед по профилактике вредных привычек, профилактике формирования зависимости от психоактивных веществ.
Обеспечение работы лагеря совместными усилиями взрослых и воспитанников способствует формированию у ребят практических навыков по выполнению правил безопасности жизнедеятельности, а также ответственности каждого участника лагеря на своем месте за благополучие товарищей.

«В кругу друзей»
(развлекательная культурно-массовая деятельность)

Условия жизни в полевом палаточном лагере предоставляют воспитанникам широкий спектр возможностей для самореализации.
При подготовке и проведении познавательно – развлекательных мероприятий в условиях полевого палаточного лагеря планируется привлекать учащихся, чтобы ребята имели возможность проявить свои организаторские способности, продемонстрировать таланты в художественной самодеятельности. В каждой смене следует организовать работу фотокорреспондентов, летописцев. С целью организации содержательного досуга запланированы следующие мероприятия: деловая имитационная экологическая игра «Экологи и браконьеры», экологическая игра «Эрудит», познавательно – развивающее мероприятие «Пойми меня». Для каждой смены запланированы конкурсы по ботанике и зоологии. Традиционно открытие смены предполагается проводить в форме игры «Знакомые незнакомцы», завершение смены – «У романтиков одна дорога».

Тематическое планирование

Блоки Формы работы Название и содержание мероприятия Уровень готовности группы
«Юные исследователи» (исследовательско-познавательная деятельность)

Маршрутные выходы, экскурсии (групповая работа)

Наблюдения, исследования

Конкурс по итогам работы смены

Познавательные и тематические мероприятия

Ознакомительные и тематические экскурсии по окрестностям лагеря; практические занятия по изучению видового разнообразия флоры и фауны, природных сообществ обследуемой местности:

«Определение рекреационной нагрузки на лесное сообщество»;

«Определение состояния древостоя»;

«Изучение колонии сурков в окрестностях полевого лагеря»;

«Рекогносцировочное обследование малых водоемов»;

«Геоботаническое описание растительного сообщества»;

«Маршрутный учёт птиц»;

«Полиморфизм популяции клевера на примере рисунка седых пятен»;

«Оценка загрязнения атмосферного воздуха по обилию типов лишайников»;

«Оценка экологического состояния окружающей среды по окраске клопов-солдатиков»;

«Эрудит», командные соревнования;

«Знатоки природы», конкурс в индивидуальном зачете;

«У реки», имитацинно-ролевая игра;

«Охраняемые природные объекты», познавательные беседы.

Для всех воспитанников лагеря

Работа в микрогруппах, освоение методики ведения исследовательской работы

Работа в микрогруппах и индивидуальная работа, сбор материала для написания исследовательских работ учащихся

Для групп со средним уровнем сформированности эколого-биологических ЗУН

Для групп с достаточным уровнем сформированности эколого-биологических ЗУН

Для всех воспитанников лагеря

«Мой край родной» (туристско-краеведческая деятельность)

Обеспечение жизнедеятельности лагеря

Маршрутные выходы, экскурсии (групповая работа)

Практические групповые и индивидуальные занятия по основам ориентирования на местности

Конкурс по итогам работы смены

Тематические мероприятия

Оборудование стационарного лагеря, работа по жизнеобеспечению, составление графика дежурства воспитанников, назначение ответственных за виды работ по самообслуживанию

Ознакомительные и тематические экскурсии по окрестностям лагеря, посещение достопримечательностей, памятных мест, музеев.

Чтение карты, определение азимута, составление маршрута с использованием карты и компаса, ориентирование на местности, движение по маршруту;

«Полоса препятствий», командные соревнования;

«Экологический экстрим», спортивный марафон;

«На семи ветрах», игра-викторина;

«Посвящение в туристы», конкурсная программа.

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

Суточный поход по пересеченной местности – для групп с высоким уровнем подготовки

Занятия по основам ориентирования проводятся для всех учащихся.

Сложность маршрутов определяется на местности  с учетом уровня физической подготовки участников

Для смены со средним уровнем физподготовки учащихся

Для смены с высоким  уровнем физподготовки учащихся

Для всех воспитанников лагеря

«Здоровье – это здорово» (спортивно-оздоровительная деятельность)

Режима дня

Спортивные соревнования и игры

Спортивно-оздоровительные мероприятия

Тематические беседы

Соблюдение режима дня, правил здорового образа жизни;

Соревнование по волейболу, русской лапте, подвижные игры;

«Пять колец», командная эстафета;

«Школа экотуриста», конкурс по туристическим навыкам;

«Современные робинзоны», спортивное мероприятие с целью сплочения группы воспитанников;

«Умей сказать - нет», беседа по профилактике никотиновой зависимости;

«Свобода от вредных привычек», беседа по профилактике употребления ПАВ.

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря (при необходимости)

«Я человек и гражданин» (общественно-полезная деятельность)

Экскурсии

Трудовые десанты

Тематические мероприятия

Памятные места, достопримечательности, музеи населенных пунктов в местах дислокации лагеря;

Благоустройство территории лагеря, пляжей, охраняемых объектов, родников, памятников;

«Первый в космосе», познавательная беседа, посвященная полету человека в космос;

«Защитники земли русской», игра-викторина;

«Святые Симбирской земли», познавательная беседа;

«Памяти павших героев», воспитательное мероприятие, посвященное истории Великой отечественной войны;

«Семь-Я», воспитательное мероприятие с элементами тренинга;

«Веков связующая нить», воспитательное мероприятие с элементами тренинга.

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

«Школа безопасности» (профилактическая деятельность)

Инструктажи и по технике безопасности, тематические беседы по правилам безопасного поведения

Практические занятия

Тематические мероприятия

Плановые инструктажи по ТБ;

«Сохраним лес от огня», беседа по пожарной безопасности;

«Зеленый патруль», беседа по экологической безопасности туриста;

«Безопасная дорога», беседа о правилах движения группы по проезжей части;

«Ядовитые растения, грибы, животные», практическое занятие;

«Доврачебная помощь»,  практическое занятие;

«Ускоренная помощь», конкурсная программа.

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

Для воспитанников с достаточным уровнем ЗУН по правилам оказания доврачебной помощи

«В кругу друзей» (развлекательная культурно-массовая деятельность)

Психолого-педагогический тренинг

Культурно-досуговые мероприятия

«Сплочение группы», тренинговые игры и упражнения;

«Кораблекрушение», ролевая игра;

«Первая ступень успеха», тренинговые игры и упражнения на развитие лидерских качеств;

«Итоги дня», тренинг, традиционное подведение итогов работы за день;

«Пойми меня», познавательно-развивающее мероприятие;

«Будем знакомы», вечер знакомства, открытие смены;

«Знакомые незнакомцы», вечер знакомства, открытие смены;

«У романтиков одна дорога», мероприятие, посвященное закрытию смены.

Для всех воспитанников лагеря

При возникновении конфликтных ситуаций

Для всех воспитанников лагеря

Для всех воспитанников лагеря

Для групп воспитанников с преобладанием  новичков

Для групп, имеющих опыт пребывания в лагере

Для всех воспитанников лагеря

 

Механизм реализации программы
Работа профильного палаточного лагеря планомерно осуществляется и контролируется на основе программы деятельности МБУ ДО г. Ульяновска «Детский эколого-биологический центр», целевой комплексной программы «Летние каникулы». Лагерь обеспечен необходимой нормативной документацией: программой деятельности профильного палаточного лагеря, положением о лагере, документацией по технике безопасности, отчётной документацией по использованию денежных средств.
На этапе предварительной подготовки к работе полевого палаточного лагеря руководством учреждения и творческой группой педагогов были продуманы следующие вопросы:

1. Разработка и корректировка пакета документов, а именно:
• Положение о полевом палаточном лагере;
• договор гражданско-правового характера с сотрудниками лагеря;
• должностные инструкции начальника лагеря и воспитателей по охране труда;
• инструкции по охране труда для педагогов и воспитанников;
• должностные обязанности начальника лагеря и воспитателей;
• договоры с родителями.

2. Методическое оснащение полевого палаточного лагеря.
Подбор методик по организации полевого лагеря:
• методика организации исследований учащихся в природе;
• выбор методик проведения исследовательских работ учащихся;
• подбор литературы для педагогов и воспитанников по исследуемой проблеме;
• методика организации учебно-воспитательного процесса в условиях профильного палаточного лагеря (планирование практических занятий, обзорных и тематических экскурсий, сценарии и методические разработки тематических мероприятий);
• методика организации оздоровления и познавательно-развлекательного досуга участников лагеря (планирование тренинговых и игровых программ, эстафет, конкурсов, тематических мероприятий).

3. Кадровое обеспечение.
Для каждой смены полевого палаточного лагеря «Исследователи природы» назначается начальник смены (заведующий отделом Ермилов В.А.) и воспитатель (методист Феллер А.Н.).
4. Организационная работа:
• комплектование педагогического персонала из числа педагогических работников ДЭБЦ;
• комплектование контингента учащихся как из числа воспитанников ДЭБЦ, так и школьников города Ульяновска, не посещающих учреждение;
• подготовка воспитанников к проживанию в условиях палаточного лагеря;
• материальное обеспечение лагеря (подготовка необходимого снаряжения, оборудования, инвентаря);
• подбор мест дислокации лагеря (обследование местности: тип ландшафта, уникальные природные объекты, особо опасные места и т.д.);
• составление и доставка писем-уведомлений главам поселковых администраций, УВД, медицинских учреждений, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по месту дислокации полевого палаточного лагеря.

Материально-техническая база
Полевой палаточный лагерь «Исследователи природы» укомплектован туристическим снаряжением в соответствии с требованиями палаточного лагеря и оборудованием для проведения научных исследований.

Места дислокации лагеря

Место дислокации Смена Сроки проведения исследований
Село Скугареевка Теренгульского района Ульяновской области I 28.06.2016г. – 04.07.2016г.
Село Скугареевка Теренгульского района Ульяновской области II 06.06.2016г. – 12.07.2016г.

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный
1. Анализ научной и краеведческой литературы.
2. Предварительный анализ физико-географических, топографических и лесных карт окрестностей с. Скугареевка Теренгульского района Ульяновской области.
3. Опрос специалистов, изучение материалов лесного и охотничьего хозяйства.
4. Предварительные выезды в районы дислокации выездных отрядов и составление отчетов, включающих краткую физико-географическую характеристику указанных местностей, факторы и степень антропогенного воздействия.
5. Установление адресов районной администрации, медицинских учреждений, пунктов охраны правопорядка, схем автобусных линий, расписания автобусов.
6. Установление контактов с работниками лесхоза.
7. Выявление мест обитания редких и исчезающих видов, интересных объектов.

2 этап – работа по практической реализации программы в условиях полевого палаточного лагеря
1. Выезд участников выездных отрядов «Исследователи природы» на места стоянки лагерей, их оборудование.
2. Организация исследовательской деятельности в соответствии с планом (закладка геоботанических площадок, выявление рекреационной нагрузки на изучаемый природный комплекс, сбор природного материала, организация наблюдений за птицами и т.д.).
3. Организация туристско-краеведческой деятельности в соответствии с планом (определение азимута, движение по азимуту, ориентирование на местности, составление маршрута с использованием карты и компаса)
4. Анкетирование местного населения с целью выявления интересных природных, культурных и исторических объектов, экологических традиций жителей данной местности.
5. Первичная обработка материалов, гербаризация растений и оформление коллекций.
6. Выполнение необходимых природоохранных и биотехнических мероприятий.
7. Пропаганда охраны природы территории среди местного населения.
8. Организация тематических воспитательных и культурно-досуговых мероприятий.

3 этап – обобщение и анализ работы
1. Обработка материалов исследовательской деятельности, оформление ученических исследовательских работ.
2. Педагогический анализ реализации программы.
3. Составление отчета о работе полевого палаточного лагеря «Исследователи природы».

Результаты реализации программы

При реализации программы «Экологический туризм» получили следующие результаты:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитанников по экологии и биологии;
- закрепление знаний, умений и навыков учащихся по ведению наблюдений и исследований в полевых условиях;
- формирование навыков туристического быта;
- знакомство учащихся с элементами туристической техники, топографии, ориентирования;
- изучение природы окрестностей с. Скугареевка Теренгульского района Ульяновской области;
- выполнение одаренными воспитанниками индивидуальных планов исследовательской работы;
- сформированность навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- физическое развитие учащихся;
- соблюдение правил поведения в природе.

Воспитательный аспект результатов реализации программы:
- проявление воспитанниками интереса к изучению истории, обычаев и традиций родного края;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения со сверстниками и педагогами, благоприятная эмоциональная атмосфера в группе, доброжелательные отношения в группе детей;
- проявление воспитанниками в практической деятельности по жизнеобеспечению лагеря самостоятельности, ответственности за свои действия;
- участие воспитанников в трудовых мероприятиях по благоустройству и сохранению природных объектов в местах дислокации экспедиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрахина В.Б., Осипова В.Б., Царев Г.Н. Позвоночные животные Ульяновской области. – Ульяновск: Симбирская книга, 1993.
2. Александрова Т.К., Пивчук Е.А. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами // Завуч. - 2002. - № 2 С.137-139.
3. Банников А.Г. и Рустамов А.К. Охрана природы. – М.: Колос, 1977.
4. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1973.
5. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. Гилярова М.С. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
6. Богатков С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. - М.: Воениздат, 1971.
7. Вагина Т.Б. Изучаем природные объекты // Биология в школе. - 2003. - № 1. - С. 51-53.
8. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. – М.: Просвещение, 1987.
9. Историческое краеведение. Учебн. пособие для 7-9 кл. общеобр. учрежд. / Под. ред. Т.Б. Табардиновой. – Ул.: ИПК ПРО, корпорация технологий продвижения, 2000.
10. Кальянов К.С., Веснина Г.З., Лебедев В.И. География Ульяновской области. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ул.: Приволжское кн. изд., 1974.
11. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. Дрогов И.А. Полевые туристические лагеря. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
12. Мир растений. В 7 т. / Под ред. Тахтаджяна А.Л. - Т.2 Грибы. – М.: Знание, 1989.
13. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: Учеб. для общеобр. Учреждений/ М.П. Фролов и др.; Под ред. Ю.А. Воробьева. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2002.
14. Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. Вып.4.- Ульяновск: СНЦ, 2003.
15. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся. // Биология в школе. 2004. № С. 59-65.
16. Царев Г.Н. Птицы нашего края: Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Метод. пособ. для учителей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1996.
17. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.


Приложение №1
Темы исследовательских работ, выполненных учащимися в палаточном лагере «Исследователи природы»

1. Маршрутный учёт птиц окрестностей села Скугареевка Теренгульского района.
2. Млекопитающие лесного массива окрестностей села Скугареевка.
3. Учёт сурков-байбаков в окрестности села Скугареевка.
4. Особенности ихтиофауны реки Ташёлка.
5. Геоботаническое исследование флоры и растительности в лесном массиве.
6. Определение экологического состояния окружающей среды различными методами биоиндикации (по листьям берёзы, по листьям клевера ползучего, по сосновой хвое, по окраске клопов-солдатиков).
7. Исследование Солнечного оврага в Теренгульском районе.
8. Краеведческая экскурсия по селу Скугареевка.

 

 

Контакты

Почтовый адрес: 432000,
ул. Радищева д. 5. Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области для Экологической палаты УО.

Зеленый телефон Экологической Палаты
72-72-43

e-mail: ecoul@yandex.ru,
ecpalata@mail.ru

Наши партнёры

Ульяновские государственные и общественные экологические организации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент лесного хозяйства, Департамент природных ресурсов и экологии

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи

Экологический факультет УлГУ

Птицы Среднего Поволжья - Средневолжский клуб любителей птиц

Новостные порталы

novospassky