Внеклассное занятие детского объединения «Родничок» «На лесной тропе»

091283156238905Внеклассное занятие детского объединения «Родничок» «На лесной тропе»

Осипова Нина Николаевна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория МОУ Новочеремшанская СОШ Новомалыклинского района Ульяновской области (Руководитель проекта инженер-лесопатолог Н. Казаков)

с. Новочеремшанск 2017г.

Внеклассное мероприятие в 1 классе
«На лесной тропинке»
Цель занятия:
- познакомить учащихся с рассказами-миниатюрами краеведа Ульяновской области Н.А.Казакова на природоохранную тему;
-углубить знания детей о растениях и животных леса.
Задачи занятия:
-Учить группировать предметы по существенным признакам; закрепить знания правил поведения в лесу.
-Содействовать развитию познавательного интереса учащихся, повышению экологической грамотности школьника.
- Способствовать воспитанию бережного отношения ко всему живому вокруг нас.

Оборудование: компьютер, проектор, альбомные листы, маркеры, карточки с вопросами.
Презентация по теме.

 

Ход урока.
1.Организационный момент

В жизни много интересного, но пока нам неизвестного.
Будем думать, рассуждать и о многом узнавать.

Каждый день - всегда, везде,
На занятии иль в игре-
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

- Сегодня я приглашаю вас в гости в удивительный Дом. Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо-это тот Дом, о котором мы сегодня будем говорить. Если зайдешь в этот Дом, то сколько всего услышишь и увидишь!
2.Актуализация знаний

- Я знаю, что вы любите отгадывать загадки? Отгадав загадку, вы узнаете, в какой дом мы сейчас отправимся:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.

- Вы догадались, что это?
- Почему мы называем его домом? Чей же это дом?
- Предлагаю заглянуть в этот дом.
В этом доме живут деревья, кустарники, травы, грибы, птицы, звери, насекомые.
Вы отгадали, как называется этот дом? (лес)

Жители этого дома приглашают нас в гости и мы сейчас отправимся по лесной тропинке, чтобы познакомиться с жителями леса.

Чтоб веселей была дорога - мы споём песню.

Исполнение песни "Идём мы вслед за песенкой"

Идём мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клёны машут весело
Зелёною листвой.
Припев:
Лес, лес – до небес.
Полон сказочных чудес.
Будь светлым, радостным,
Любимый добрый лес!
У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут –
И зайчики и белочки
Навстречу нам бегут.
Припев:
Пусть ветры эту песенку
По свету разнесут,
Пусть будет также весело
Везде, в любом саду.

Ученики читают стихотворения:
1 ученик:
С этим другом прямо с детства Познакомиться спешим. Здесь нас ждут деревья, травы, Муравьишки - малыши. Нам зелёной веткой машет Наш знакомый добрый друг. С ним земля милей и краше, С ним красивее вокруг!
2 ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес Полон сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи, Ты же видишь, мы свои!
3.Физминутка
Давайте на лесной полянке поиграем в игру «Жители леса», я буду называть жителей этого дома, а вы показывать движениями, к какой категории они относятся:
если дерево - качаемся;
если кустарник - приседаем;
если ягода - наклоны к земле;
если птица - машем руками;
если зверь - прыгаем.

(Береза, лисица, кукушка, масленок, малина, подосиновик, сосна, дятел, бабочка, земляника, ель, кузнечик, белка, комар, медведь, черника, груздь, глухарь).

4. Основная часть

1.Знакомство с рассказом Н.А.Казакова «Охотник и медведь»

Об одном жителе удивительного дома – леса мы узнаем из рассказа Николая Александровича Казакова (показываю фото), известного краеведа нашей области, который для вас написал книгу «На лесной тропе» (читает рассказ учитель).



Охотник и медведь
(быль)
… Охотник, заметив на лесном чащобнике медведицу с маленькими медвежатами, застыл на месте, но звериное семейство его не учуяло и спокойно скрылось за деревьями. Охотник тоже осторожно двинулся следом за ними. Второй раз он настиг их на одной из солнечных лесных полян, осторожно раздвинул рукой макушки молодого осинника и увидел медведей. Мамаша, стоя на задних лапах, рвала молодые листья липы и толкала себе в рот, а детеныши резвились около нее и временами тоже искали что-то в густой траве, подносили свои лапки к мордашкам (может они находили ягодки лесной земляники).
Охотник задумался — как быть? Но медведица, видать, решила по-своему: опустилась на все четыре лапы и скрылась в чаще, уведя за собой и малышей. Человек уже не решился преследовать зверей.
Прошло время. Осенью охотник снова встретился с этим звериным семейством. В этот раз подросшие медвежата были одни — матери с ними не было. Он хладнокровно из ружья расстрелял молодняк (они были не опасны для него — за себя не могли постоять) и, сняв шкуры с них, довольный легкой добычей, пошел домой.
Когда медведица вернулась на то место, где утром оставила своих детей, то она их не нашла, не встретили они ее с веселым, не окрепшим еще, рычанием. Она своим материнским чутьем поняла, что случилась беда, заметила человеческие следы и унюхала чужой запах. Медведица, глухо рыча, что походило и на плач, временами принюхиваясь, двинулась по следам незваного гостя. Следы привели ее к большой человеческой «берлоге», которая почему-то устроена не в земле, а находилась наверху.
Она каждую ночь стала приходить к этой «берлоге». Людей не трогала, настойчиво дожидалась встречи с охотником. В одну из темных ночей поздней осени она все же подкараулила его. Охотник шел с другими людьми, и хоть их было много, но медведица узнала его сразу. Когда охотник повернул к своему дому, а другие пошли дальше по улице, она из-под забора накинулась на человека и, подмяв его под себя, в одно мгновенье отгрызла ему голову. Почуяв зверя, по всей деревне залаяли собаки, но они ей не были страшны, она, отомстив за своих детей, спокойно скрылась в соседнем лесу.
На другой день охотники, организовавшие облаву на медведицу, нашли ее мертвой на той поляне, где обычно паслось семейство, скорее всего не выдержало горя материнское сердце.
2. Беседа по содержанию рассказа.
- Кого заметил охотник на лесном чащобнике? Что он предпринял, увидев семейство медведей? А что решила медведица? Когда еще раз охотник встретился со звериным семейством? Что произошло на этот раз? Как повела себя медведица, когда не увидела своих детенышей на месте? Как она отомстила охотнику за медвежат? Что произошло с медведицей на поляне?
- А как бы вы поступили на месте того охотника? Что бы вы посоветовали охотникам? Какой урок извлекли вы из этого рассказа? (Нельзя обижать наших меньших братьев).

3. Викторина « Охрана природы».
- А сейчас, ребята, я хочу проверить, как вы умеете охранять природу. Проведем викторину и выявим, кто же у нас самый достойный охранник нашего удивительного дома – леса.
1. Почему не в каждом лесу растут лишайники?
(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)
2.Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?
( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)
3.Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
4.Каковы причины лесных пожаров?
(Непотушенный костер, окурок, молния.)
5.Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
(Фотоохота.)
4.Отгадывание кроссворда «Охраняй лес» (слайды).
5. Работа в группах
- Нарисуйте свой знак по охране леса.

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Что нового узнали на занятии?
-Что вас удивило?
-Что показалось особенно интересным?
-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих занятиях?
-Для чего мы провели это мероприятие?
Ученица читает стихотворение:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг. Небо светло-голубое, солнце светит золотое.

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.

Гром, туманы и роса, человек и время года –
Это все вокруг природа. Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа.

И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких.

Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережем наш родной природный дом!.
Наше занятие хочу завершить стихотворением еще одного краеведа- поэта Геннадия Кондратьева (читаю стих):
Шуми, наш лес.

Шуми, шуми, наш РУССКИЙ ЛЕС!
На разные пой голоса,
Расти до самых, до небес,
Неповторимая краса.

Сердца нам радуй и глаза.
Душою дай нам отдохнуть-
Твой воздух чистый как роса,
Его нам разреши вдохнуть.

И силу,что в тебе сидит,
Ты добрым людям передай,
И пусть народ тебя хранит,
А ты его оберегай.

Шуми, шуми, наш РУССКИЙ ЛЕС!!!

7. Рефлексия.
- Ребята, у меня на доске плакат с деревом висит, а дерево без листьев. У вас на партах лежат листочки: зеленые, желтые и коричневые.

Кому наше занятие понравилось, тот прикрепляет зеленый листок. Кто остался равнодушным к занятию, прикрепляет – желтый листок, а кому не понравилось - коричневый.
А мне сегодня было очень комфортно с вами. Спасибо вам за работу!

 

Контакты

Почтовый адрес: 432000,
ул. Радищева д. 5. Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области для Экологической палаты УО.

Зеленый телефон Экологической Палаты
72-72-43

e-mail: ecoul@yandex.ru,
ecpalata@mail.ru

Наши партнёры

Ульяновские государственные и общественные экологические организации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент лесного хозяйства, Департамент природных ресурсов и экологии

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи

Экологический факультет УлГУ

Птицы Среднего Поволжья - Средневолжский клуб любителей птиц

Новостные порталы

novospassky