Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и её реализация в ульяновской области. Шаров В.И.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА»

И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Шаров В.И.

Ульяновский государственный университет лаборатория Экологии водных

биологических ресурсов и аквакультуры.

 

Обеспечение продовольственной безопасности, снижение нагрузки на водные биологические ресурсы внутренних водоёмов Российской Федерации определяют значимость создания государственной программы РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса » (утверждена Правительством РФ 15 апреля 2014г. № 314). Изменения, внесённые в государственную Программу РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014г. № 1416.

Ответственный исполнитель Минсельхоз РФ, соисполнитель ФА по рыболовству, участники Программы: гос. корпорация «Росатом», ФСБ РФ.

Подпрограммы: 1. Организация рыболовства.

2. Развитие аквакультуры .

3. Наука и инновации.

4. Охрана и контроль

5. Модернизация и стимулирование.

6. Обеспечение создания условий для реализации гос.

Программы.

7. Повышение эффективности использования и

развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного

комплекса в 2015 – 2023г.г. (в предыдущей редакции

самостоятельная Программа).

8. Развитие осетрового хозяйства.

Программно – целевые инструменты: федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2023гг.».

Цель Программы: обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования ВБР, внедрения новых технологий и обеспечение глобальной конкурентноспособности, вырабатываемых РБК товаров и услуг.

Задачи: 1. Создание условий для повышения эффективности добычи ВБР и участие РФ в международных организациях по вопросам рыболовства.

2. Восстановление ресурсно-сырьевой базы рыболовства, искусственное воспроизводство ВБР и стимулирование развития аквакультуры.

3. Расширение проведения научно-исследовательских работ и разработок, развитие научно-технического потенциала и внедрения инновационных технологий аквакультуры, добычи (вылова) водных биоресурсов, переработки и хранения сырья и готовой продукции.

4. Обеспечение законного безопасного промысла биоресурсов (ВБР).

5. Стимулирование модернизации основных фондов, создание условий для развития предпринимательской деятельности и активное содействие формированию положительного имиджа российского РБК за рубежом.

6. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в РБК и совершенствование нормативно-правовой базы.

Гос. Программа реализуется: в 2013-2020гг. в два этапа:

1 этап – 2013-2017гг.

2 этап – 2018-2020гг.

Объём бюджетных ассигнований Программы: 83,2млрд.руб. увеличивается на 9,3млрд.руб. до 92,5млрд.руб. из федерального бюджета. Финансирование мероприятий Программы будет производиться на условиях софинансирования с бюджетами регионов, бизнеса, инвестиций.

По итогам реализации гос. программы РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» планируется увеличить объём вылова ВБР к 2020г. до 6,156млн.т. с 4,0млн.т. 2011-2012гг., объём производства продукции аквакультуры до 410тыс.т. со 140тыс.т. в 2011г. Выпуск рыбных продуктов возрастёт до 5,25млн.т. Доля отечественной рыбной продукции составит 85% против 77-78% в настоящее время. Потребление рыбы и рыбопродуктов к 2020г.возрастёт до 28кг. на душу населения – против 21,5кг. в 2011г.

Достижение таких результатов не возможно без стабильного финансирования из бюджетов различного уровня (федерального, региональных, бюджетов министерств и ведомств и других), которое предусматривает обязательное программное обеспечение, через его защиту будут выделяться средства из бюджетов на развитие рыбной отрасли.

Отсутствие финансового обеспечения основных мероприятий гос. Программы приведёт к тому, что объем производства продуктов аквакультуры к 2020г. останется 140-180тыс. т., а рыболовства 3,9-4,2млн.т.

При увеличение финансирования на 89млрд. руб. (около 180млрд. руб.) вылов приблизится к 5,5-6,0млн.т., а объём производства продукции аквакультуры на 65,9%, выпуск смолтов (мальков) на 37,5%.

Доля отечественной продукции на внутреннем рынке будет составлять 85% (материалы парламентских слушаний по проблемам рыбохозяйственной отрасли 21. 04. 2014г.).

В связи с замечаниями сделанными парламентариями, Министерство сельского хозяйства выделило дополнительно 9,3млрд. руб. на 2015-2017г.г.

2015 – 3,0млрд. руб.

2016 – 3,2млрд. руб.

2017 – 3,1млрд. руб.

Распределение этих средств будет проводиться по трём направлениям:

Наука и инновации в рыболовстве и аквакультуре.
Развитие инфраструктуры (переработка, транспорт, перевозка, рыборазводный комплекс).
Аквакультура. В новой редакции гос. Программы запланированы новые направления поддержки аквакультуры, как основной меры импортозамещения.
Средства будут направлены в первую очередь на субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство предприятий аквакультуры, строительство и реконструкцию смолтовых (мальковых) заводов, комбикормовые заводы, на объекты перерабатывающей структуры, объекты хранения продукции и другие.

Прорабатываются вопросы софинансирования региональных экономически значимых программ, направленных на комплексное развитие территории, которая должна быть обозначена в региональной программе.

Вопросы развития государственно-частного партнёрства.

Вопросы формирования рыбохозяйственных кластеров в наиболее активных субъектах РФ.

Государственная программа РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах и на период до 2023 года», вошедшая в гос. Программу РФ, выделяют следующие приоритетные направления развития рыбохозяйственного комплекса:

Искусственное воспроизводство ВБР и стимулирование развития аквакультуры.
Развитие рыбохозяйственных исследований и разработок
Основные доли бюджетных ассигнований пойдут на их обеспечение. Остальные направления развития предполагается осуществлять за счёт привлечения инвестиций.

Гос. Программой РФ и федеральной целевой Программой предусматривается; общий объём финансирования мероприятий Программы на 2015-2023г.г. составит 51697,2млн. руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета 49367,7млн. руб., за счёт консолидированных бюджетов субъектов РФ 162,5млн. руб. Финансирование мероприятий Программы за счёт средств внебюджетных источников предусматриваются в объёме 2167,0млн. руб.

Основные статьи расходов Программы на 2015-2023г.г. составят:

- капитальные вложения 45820,2млрд. руб.

- прочие нужды 5877,1млрд. руб.

При реализации Программы будут применены механизмы государственно-частного партнерства в рамках софинансирования экономически значимых региональных программ субъектов РФ.

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития называет создание сети отраслевых региональных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

Рыбохозяйственный кластер – это органически взаимосвязанный производственнно-хозяйственный комплекс, охватывающий сферы добычи, рыбоводства (аквакультуры), кормопроизводства, переработки рыбы, охраны рыбных запасов, воспроизводства, оптовой и розничной торговли, обслуживающих производств (судостроение и судоремонт, транспорт, изготовление тары и упаковки, хранение, холодильные установки, склады готовой продукции и др.), научно-исследовательской деятельности и образования.

Цель создания рыбохозяйственного кластера заключается в том, чтобы в рамках организации действующей на принципах полной самостоятельности и самоокупаемости, сконцентрировать перспективные субъекты малого и среднего бизнеса с инновационной составляющей, для координации их деятельности и оказания необходимой поддержки на всех стадиях раэвития, содействия коммерциализации разработанных технологий, продуктов и услуг и дальнейшего их продвижения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Основной формой реализации государственной программы РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса», федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020г.г. и на период до 2023г.», Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ до 2030 года является рыбохозяйственный кластер.

Региональный рыбохозяйственный кластер должен включать в себя производственный блок, блок переработки продукции и её реализации, консультационно-образовательный центр, исследовательско-лабораторный центр, блок утилизации отходов и инженерно-технический центр. Это позволит выстроить технологическую цепочку движения продукции – от производства кормов и выращивания молоди до переработки и продажи рыбы и рыбопродуктов.

По предварительным расчётам специалистов инвестиционная ёмкость секторов рыболовства и аквакультуры в Ульяновской области может составить 37-45млрд. руб. Потенциал роста отрасли может приблизиться к 33-40тыс. т. в год при интенсивном развитии.

Создание региональных рыбохозяйственных кластеров будет реализовываться на условиях софинансирования со стороны федералоного бюджета, бюджетов субъектов РФ, бизнеса.

Вне зависимости от форм организации успешно функционирующий рыбохозяйственный кластер может внести существенный вклад в экономику региона за счёт:

Стимулирования экономического роста региона.
Диверсификации местной экономики, что делает её более устойчивой.
Развития успешных компаний малого и среднего бизнеса.
Увеличения доходов местного бюджета.
Рационального использования ВБР и их охраны.
Исследования, проведённые лабораторией Экологии ВБР и аквакультуры УлГУ в 2004-2014г.г. показали, что регион располагает всеми необходимыми природно-климатическими условиями, научным потенциалом техническими средствами для успешного развития рыбохозяйственного комплекса и участия в государственной программе РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Создание в Ульяновской области рыбохозяйственного кластера с использованием биомедицинских и ветеринарных, нано, био, информационных технологий, биоинженерии позволит занять прочные, лидирующие позиции на рынке рыбной продукции.

Разработка долгосрочной целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Ульяновской области до 2025г.» может быть осуществлена учеными УлГУ, специализирующимися на создании подобных программ, при условии свободного доступа к информации профильных министерств, учреждений, организаций и финансирования из бюджетов разных уровней (областного, ……. и др.).

Реализация этой программы обеспечит:

Ликвидацию дефицита рыбы и рыбной продукции.
Снижение цен.
3. Повышение спроса.

4. Воспроизводство промысловых и ценных видов рыб и

реконструкцию ихтиофауны Куйбышевского

водохранилища.

5.Реализацию рыбы на местах и под контролем соответствующих органов.

Значительные финансовые поступления в бюджет Ульяновской области.
Снимет социальную напряженность в прибрежных районах.
Создание новых рабочих мест.
Развитие спортивного и любительского рыболовства.
Охрану рыбных ресурсов.
Современный рыбохозяйственный комплекс не возможен без применения ресурсосберегающих технологий, которые позволяют получать прибыль с наименьшими затратами на производство товарной продукции, а это не что иное как коммерция в рыбоводстве. Анализ коммерческой деятельности в рыбоводстве позволяет выявить основные тенденции развития коммерческой аквакультуры:

Платная (коммерческая) рыбалка. Рентабельность хозяйств, практикующих платную рыбалку, достигает 200-250%. Кроме карпа, в этих хозяйствах становятся востребованными осетровые, лососёвые и другие рыбы: линь, щука, золотой карась, сом, судак, жерех, речной окунь. Посадочный материал этих видов рыб реализуется по очень высоким ценам, превосходящие цены осетровых и лососёвых. Организация коммерческой рыбалки возможна на большинстве естественных и искусственных водоёмов Ульяновской области.
Экстенсивное производство рыбы на приспособленных водоёмах и рыбоводных прудах. Экономически эффективным показало себя выращивание трехлеток карпа массой 1-1,5кг. без кормления и удобрений водоёмов. При минимальных затратах рыбопродуктивность прудов за счёт поликультуры карпа, сазана и растительноядных рыб (белый и пёстрый толстолобик) составляет 3-6ц/га. Реализация карпа по цене 40-45руб/кг., а растительноядных рыб по 25-30руб/кг. может дать возможность развивать производство и приносить прибыль.
Внедрение интегрированных технологий производства рыбы и сопутствующей продукции. Позволяет резко сократить относительные затраты и повысить рентабельность производства более, чем на 100%. В 2000г. в стране малыми коммерческими предприятиями и фермерами производилось 3-5 тыс.т. рыбы, а доля прибыли, получаемой за счёт рыбы в производстве с другой сопутствующей продукцией и услугами, достигала 30-50%.
Увеличение производства ценных видов рыб – лосося, форели в сетчатых садках, на тёплых водах и других управляемых условиях. По сравнению с 70-80г.г. производство лосося, форели, осетровых возросло в десятки раз, а товарных осетровых выращивают больше, чем их вылавливают в естественных водоёмах. В этом плане показателен опыт р/х «Белогорское» (Л.Ш. Гасанов) и р/х «Симбирский осётр» (И.В. Добровольский). Прибыль таких хозяйств соизмерима с тепличным овощеводством.
Культивирование аквариумных пресноводных и морских рыб для прудов, бассейнов, расположенных на загородных участках, в крупных офисах приносит значительную прибыль. Стоимость редких видов достигает десятков тысяч (красная арована). То же относится к реализации высших водных растений – макрофитов для аквариумов.
Реализация личинок и эмбрионов ценных видов рыб за рубеж, особенно осетровых.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Анализ современного состояния рыбного хозяйства региона позволяет определить основные проблемы препятствующие его эффективному развитию:

- отсутствие комплексного подхода к региональному управлению

развитием рыбного хозяйства Ульяновской области;

- отсутствие координационного центра отрасли;

- отсутствие программного документа определяющего направление

развития рыбохозяйственного комплекса Ульяновской области.

- отсутствие нормативно- правовой базы, а также механизмов

устойчивого и долгосрочного управления водными

биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное

функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе

прозрачность распределения этих ресурсов;

- отсутствие финансирования и каких-либо дотаций на развитие

рыбной отрасли;

- игнорирование научных рекомендаций;

- рост масштабов незаконного промысла рыбы;

- обострение конкуренции в региональном рыболовстве и общее

ухудшение условий ведения промысла рыбаками в Куйбышевском

водохранилище;

- высокий уровень физического износа и прогрессирующее

моральное старение основных средств;

- отсутствие современных, приспособленных к условиям крупных

водохранилищ рыболовецких судов;

- отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной

рыночной инфраструктуры;

- отсутствие четкого разграничения рыбопромысловых участков и

организации на них рекреационного и спортивно-любительского

рыболовства;

- полное отсутствие контроля и надзора за использованием земель

сельскохозяйственного пользования, находящимися под прудами, и

водными объектами пригодными для развития на них рыбоводных

хозяйств;

- остаются неиспользованными благоприятные природно-

климатические условия и ресурсы внутренних водоёмов,

Куйбышевского водохранилища для успешного развития

аквакультуры в Ульяновской области.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Ситуация, сложившаяся в настоящее время на Куйбышевском водохранилище и внутренних водоёмах Ульяновской области может характеризоваться как чрезвычайная экологическая ситуация, которая в любое время перерастёт в «экологическую катастрофу» (Евланов, 2004).

Рыбохозяйственный комплекс, занимавший ранее ведущее положение в экономике Ульяновской области, в настоящее время полностью исчерпал свой экономический и технический потенциал и никакого значения для экономики региона не имеет. Выходом из создавшегося положения может стать развитие аквакультуры – организации рыболовства и рыбоводства в естественных и искусственных условиях среды обитания с целью рационального регулирования добычи, разведения и выращивания водных биологических ресурсов, создания оптимальных условий для естественного и искусственного воспроизводства промысловых, ценных и исчезающих видов рыб и получения товарной продукции (Шаров, 2012).

Введение аквакультуры в рыбохозяйственную деятельность области частично уменьшит влияние антропогенного фактора на экосистему Куйбышевского водохранилища и внутренних водоёмов региона, улучшит экономическое состояние рыбной отрасли, снимет социальное напряжение, воникшее в результате серьёзных ошибок, допущенных в управлении рыбохозяйственным комплексом.

По поручению Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова, данному на совещании по развитию рыбохозяйственного комплекса Ульяновской области 15. 09. 2011г., лаборатория Экологии ВБР и аквакультуры НИТИ УлГУ подготовила предложения по развитию рыбохозяйственного комплекса Ульяновской области до 2025 года (см. ПРЕДЛОЖЕНИЯ….).

Обязательными условиями развития аквакультуры являются:

- максимальное применение и совершенствование наукоёмких технологий;

- квалифицированный (обученный) персонал, научные специалисты, инженеры, рабочие, обладающие высокой культурой труда и заинтересованные в конечном результате.

- водными ресурсами и надежными системами водоснабжения, очистки и подготовки воды;

- высокопродуктивные корма и качественное и дешёвое сырьё(жмых подсолнечный и соевый, отруби, шрот, отходы мясомолочной и рыбной промышленности, витамины, премиксы, пробиотики, биодобавки);

- для выращивания рыбы можно использовать не дорогое оборудование, а дешёвые садковые комплексы, изготовленные из простых материалов;

- максимально упрощенная, надежная технология обслуживания садковых, прудовых и индустриальных комплексов.

Ульяновская область обладает значительными неиспользованными природно-климатическими условиями, водными ресурсами, научной и производственной базой, кадрами. Они являются важнейшими экологическими, социально- экономическими предпосылками, определяющими успешное развитие аквакультуры и рыболовства в регионе.

 

Контакты

Почтовый адрес: 432000,
ул. Радищева д. 5. Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области для Экологической палаты УО.

Зеленый телефон Экологической Палаты
72-72-43

e-mail: ecoul@yandex.ru,
ecpalata@mail.ru

Наши партнёры

Ульяновские государственные и общественные экологические организации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент лесного хозяйства, Департамент природных ресурсов и экологии

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи

Экологический факультет УлГУ

Птицы Среднего Поволжья - Средневолжский клуб любителей птиц

Новостные порталы

novospassky